Остеопат – кто это и что лечит

Остеопатия – это область медицины, основанная на том, что здоровье - это сложная система связей между отдельными органами, скелетом, мышцами, нервной тканью и т.д.. Если нарушается работа одного органа (или сустава, или мышцы) – этот сбой может негативно сказаться и на других органах и тканях.

Если прийти на прием к остеопату и пожаловаться на боль в колене, пояснице, боль в шее – доктор все равно будет исследовать пациента от ног до макушки. Врачу нужно понять, где прячется причина проблемы, и почему на самом деле болит колено, поясница или шея.

К доктору можно прийти практически с любым заболеванием. Потому что остеопат, как правило, лечит не болезнь, а настраивает правильную работу всего организма. Если организм работает правильно, болезнь или боль проходит сама, в какой бы части тела она не засела. Главный инструмент врача-остеопата – его руки. Руками доктор обследует организм пациента, а потом и лечит.

Что лечит остеопат

Основные заболевания, с которыми работает доктор:

• проблемы с позвоночником: межпозвонковые грыжи, сколиоз
  • проблемы со стопами: плоскостопие, завалы стопы
  • болезни суставов
  • головные боли
  • болезни сердца и сосудов
  • заболевания ЖКТ и других органов брюшной полости
  • хронические болезни легких
  • неполадки в центральной нервной системе.
  • последствия от травм, операций и тяжелых заболеваний
желчный пузырь

Почти у всех людей есть те или иные проблемы с печенью. Например, дискинезия – нарушение оттока желчи по желчевыводящим путям. И очень часто отраженные боли отдают в правое плечо. Человек думает, что плечо болит, например, из-за долгой работы за компьютером. И идет к ортопеду. Ортопед направляет на рентген или МРТ – и действительно находит нарушения в плечевом суставе. А дело в том, что после 30 лет почти у всех есть небольшие нарушения в этом суставе. Они не требуют особого лечения. Но человек пришел и жалуется на боли, а обследование показало нарушения. И врач начинает лечить «больное» плечо. Ставит блокаду, вкалывает в сустав дорогостоящее лекарство, заливает гиалуронку или даже гормоны - тут вариантов масса. Я сам, когда был еще только ортопедом, так поступал. А на самом деле нужно просто наладить отток желчи, поработать со связками и тканями, которые окружают печень, разгрузить грудобрюшную диафрагму, восстановить приток-отток крови к органам. Чтобы свежая кровь притекала к печени, а венозная кровь и лимфа свободно оттекали. И боль перестанет иррадиировать в плечо. У меня много таких пациентов было.

Игорь Перфильев
Остеопат, мануальный терапевт, травматолог-ортопед, врач первой категории.

Еще пример – головные боли. Бывает так, что голова болит из-за нарушений в области пяток! Как так? Многие слышали про пяточную шпору. Это заболевание называют также плантарным фасциитом, потому что начинается все с растяжения и воспаления плантарной фасции, которая идет от пятки до пальцев ног. Почему она растягивается, и как это лечить, мы подробно рассказали здесь - как лечить пяточную шпору

Плантарный фасциит

Это всегда бывает очень трудно объяснить пациенту. Он мне - доктор, голова болит! А я - давайте-ка сначала посмотрим на ваши ноги. И в этот момент вижу у человека на лице удивление пополам с сомнениями в моей квалификации. Но наш организм невероятно интересно устроен! Все мышцы связаны между собой в мышечные цепи, которые идут от ног до головы. Передняя мышечная цепь, задняя, внутренняя и т.д. Точно так же и фасции - белые оболочки мышц - они тоже связаны между собой. И если плантарная фасция в зоне стоп натягивается, она начинает тянуть фасции по задней стороне ног. И таким образом натяжение доходит до головы. Чтобы вылечить человека от головной боли, нередко нужно убрать натяжение тканей по задней поверхности тела. А для этого - надо поработать и со стопами, чтобы плантарная фасция перестала так растягиваться. Я сейчас объяснил очень упрощенно, но в целом - это так и работает.

Игорь Перфильев
Остеопат, мануальный терапевт, травматолог-ортопед, врач первой категории.
Проработка диафрагмы

Еще пример, связанный с головной болью. Если мышцы шеи спазмированы, они зажимают сосуды. Нарушается отток венозной крови. Повышается внутричерепное давление. Из-за него свежая кровь не может поступить в достаточном количестве. У человека болит голова, он становится раздражительным, непродуктивным, постоянно чувствует усталость. Отчего спазмировалась шея? Может быть множество причин. И чаще всего это связано со стрессом. Стресс запускает сложную цепочку нарушений. Сначала спазмируется грудобрюшная диафрагма - мышца, которую называют индикатором стресса. Но с ее помощью мы дышим. На вдохе она опускается вниз, раскрывает и растягивает легкие. А на выдохе поднимается вверх и поджимает легкие. При спазме диафрагмы у человека сбивается дыхание, он начинает чувствовать недостаток кислорода. А дыхание - это одна из важнейших систем организма. Если мы плохо дышим, все наши органы испытывают кислородное голодание. А нервная система слишком возбуждается. Случается, что люди, которые не могут глубоко вдохнуть или чувствуют, что что-то им мешает дышать, испытывают на этом фоне панические атаки.

Есть техники, позволяющие снять психоэмоциональную нагрузку, убрать мышечные спазмы. И человек сразу же чувствует себя гораздо лучше. Кроме того, врач-остеопат учит, как вести себя в будущем при стрессе, чтобы спазмов было меньше.

Конечно, в сложных ситуациях доктор не сразу «видит» сбой. Он кропотливо ищет очаг болезни, сантиметр за сантиметром прощупывает тело. И постепенно подбирается к тому месту, где образовалась дисфункция ткани - натяжение, спайка и т.д. Этому доктор учится много лет. Чувствительность пальцев нарабатывается очень долго.

Как лечит остеопат?

Здоровые пациенты к остеопатам заходят редко. Приходят люди, у которых что-то уже болит, а нередко - сразу в нескольких местах. Задача остеопата - найти все дисфункции, которые у пациента есть. А затем - среди этих проблем выбрать ту, с которой и запустилась эта цепочка нарушений. Врач начинает работу с нее. После первого сеанса организм пациента некоторое время адаптируется к изменениям, принимает их. Затем, на следующем сеансе можно уже двигаться дальше, и т.д. Как в истории с головной болью от пяточной шпоры. На первом сеансе врач будет работать со стопами и осанкой. Возможно, изготовит индвивидуальные ортопедические стельки, чтобы восстановить арку стоп и снять нагрузку с плантарной фасции. На следующем сеансе можно уже будет двигаться выше - например, работать с позвоночником. И постепенно врач доберется до головы, которая, кстати, может перестать болеть уже после первого сеанса. Но устранение симптомов - это не повод бросать лечение. Надо довести его до конца, а затем - получить комплекс упражнений, которые помогут самостоятельно поддерживать здоровую осанку и нормальный тонус мышц. Часто пациенты, избавившись от головной боли, тут же бросают лечение. Все структуры - мышечные и костные - постепенно возвращаются в исходное положение, и боль возвращается.

После лечения у пациента налаживается кровоснабжение, отток-приток лимфы, восстанавливаются обменные процессы. Мышцы снова начинают нормально двигаться и выполнять свою функцию. Иногда мышцу нужно не расслабить, а, наоборот, ввести в тонус. Заставить ее слегка напрячься. Для этого остеопат расслабляет мышцу-антагониста - это мышца, которая работает в противовес, тянет на себя. Например, ромбовидная мышца на спине. Ее антагонист – грудная мышца. Как мы проводим большую часть дня? Сгорбившись у рабочего стола или перед ноутбуком, телефоном, оказывая какой-то сервис и т.д. Огромные грудные мышцы итак всегда тянут тело на себя, заставляя человека горбиться. А тут мы еще и сами скручиваемся. Ромбовидные мышцы в таком случае слабые. Чтобы ввести в тонус ромбовидные мышцы, врач своими техниками расслабляет грудные. А на “усиление” ромбовидных предлагает подходящие упражнения.

Остеопат знает, как сохранить молодость

Можно проследить, как с возрастом меняется форма черепа, подвижность швов между костями черепа, форма скул, носа и челюстей

Цель врача-остеопата - помочь организму пациента восстанавливаться и сохранять здоровье. А здоровый человек - это красивый человек. Возьмем, к примеру, морщины на лице. В них могут быть виноваты застои из-за сидения за компьютером. Если нарушается осанка, лимфа и венозная кровь плохо оттекают от тканей. А если затруднен отток, то будет затруднен и приток свежей крови - это вы уже поняли по предыдущим примерам. Мышцы и кожа лица не получают нормального питания. Начинается преждевременное старение тканей. Если не убрать застой и не заставить мышцы нормально функционировать, свежесть лица не вернется, а морщинки останутся.

Череп пожилого человека сильно отличается от черепа человека молодого. С возрастом кости начинают как бы “растворяться”. Верхняя челюсть уходить вглубь, нижняя челюсть становится ниже по высоте, скулы уменьшаются, глазницы меняют форму и становятся больше. Это явление - резорбция. Кажется, на это никак нельзя повлиять. Но это неправда. Врач-остеопат, работая с мягкими и твердыми тканями, восстанавливает их питание. Это замедляет многие процессы старения. В том числе и резорбцию костной ткани. Лицо дольше выглядит молодым, потому что дольше сохраняется форма черепа.

Может ли остеопат навредить?

Любой врач может навредить - терапевт, хирург и даже остеопат. Многое зависит от квалификации, опыта и желания действительно помочь. Любого врача выбирайте по рекомендациям и отзывам. Благо, сейчас для этого есть все возможности. Старайтесь искать отзывы на разных площадках и проверяйте, есть ли у конкретного врача сертификаты об образовании. Если вы обратитесь к хорошему остеопату, то вреда он не причинит. Чаще всего прикосновения доктора мягкие, спокойные, неагрессивные. Он объяснит, что делает и для чего. Нередко пациент во время сеанса так расслабляется, что даже засыпает. Лишь в некоторых, запущенных случаях, приходится применять более интенсивные техники, которые могут быть дискомфортными. Но в любом случае, это все можно обсудить с врачом. Как правило, для каждой активной техники есть альтернативная, мягкая. Просто лечение будет чуть более долгим.

Как часто нужно ходить к остеопату?

В среднем лечение длится 3-5 сеансов. Между сеансами может пройти от 3-4 дней до нескольких месяцев. Это зависит от проблемы. Если человек не готов проходить весь комплекс, не страшно. Он может посетить столько сеансов, сколько хочет. Даже один сеанс может принести пользу, и организм начнет восстанавливаться сам. Но и самообманом заниматься не стоит - полностью здоровым с одного сеанса вы не станете.

Фомина Яна Анатольевна

Тренер по реабилитационному фитнесу