Здоровье позвоночника

Спондилез: причины, симптомы и лечение заболевания

Основная опора корпуса нашего тела ‒ позвоночник. Он соединяет в единую систему кости грудной клетки, таза, держит череп. Благодаря позвоночнику мы сохраняем устойчивое вертикальное положение. Позвонки каждого отдела позвоночника имеют определенную форму, позволяющую им выполнять уникальные движения и функции. Но некоторые заболевания позвоночника приводят к изменению формы позвонков. Одно из таких заболеваний ‒ спондилез.

образование остеофитов при спондилезе

Спондилез — процесс постепенного изнашивания и старения дисков, суставов и связочного аппарата позвоночника. Деструктивные изменения сопровождаются образованием остеофитов — костных выростов по нижнему и верхнему краям тел позвонков.

Остеофиты постепенно увеличиваются в размере и происходит сдавливание корешков нервов и даже спинного мозга. Чаще всего страдают сразу несколько тел позвонков, особенно если речь идет о поздних стадиях заболевания.

шушков врач остеопат

Мы поговорили о диагностике, профилактике и лечении спондилеза со специалистом нашей клиники — мануальным терапевтом, травматологом-терапевтом Матвеем Владимировичем Шушковым.

‒ Многие путают спондилез, спондилит, спондилолистез и спондилолиз. Чем они отличаются?

‒ Давайте начнем со спондилеза. При спондилезе тело позвонка меняет свою форму. Тут можно объяснить на сравнении. Обычно позвонок имеет форму цилиндра. Но представьте себе деревянную катушку из-под ниток советских времен. Вот таким и становится позвонок при спондилезе ‒ более узкий в средней части и расширяющийся к верхнему и нижнему краям.

Патологические изменения могут возникнуть на любом уровне, но чаще всего встречаются спондилез шейного отдела и спондилез поясничного отдела позвоночника.

Спондилолиз ‒ это расщепление дужки позвонка, когда существует дефект, разрыв, кольцо не замыкается, в нем отсутствует какой-то участок.

Спондилолистез это
Спондилолистез

Спондилолистез ‒ это когда позвонок соскальзывает относительно нижнележащего отдела и смещается в сторону. Переднее смещение называется антеролистезом, заднее смещение — ретролистезом, смещение вбок — латеролистезом. Иногда позвонок смещается до такой степени, что держится только на связках.

Спондилит ‒ это редкая ситуация для ортопедии и мануальной медицины. Скорее может быть туберкулезный спондилит или бактериальное инфицирование тела позвонка ‒ гнойный спондилит. Это воспаление тела позвонка, инфекционный процесс или отек как результат воспаления.

Спондилез позвоночника: симптомы

• Хруст в области спины, шеи
  • Боли в руках и плечах
  • Нарушение осанки
  • Ограничение объема движений в области позвоночника
  • «Ватные» ноги ‒ слабость в мышцах ног, неустойчивая походка
  • Частое подворачивание стоп
  • Урологические и проктологические проблемы
  • Боль в спине при чихании
  • Боль при скруглении поясничного отдела
  • Гипотрофия мышц ‒ одна нога может стать тоньше другой

‒ С какого возраста могут появиться симптомы спондилеза позвоночника?

‒ Моему самому юному пациенту было 14 лет. Это был юноша высокого роста с ожирением третьей степени. У него было нарушение тропизма фасеточных суставов. Представьте бабочку, которая сидит на цветке расправив крылья, а теперь ‒ бабочку, которая крылья сложила. И если фасеточные суставы напоминают это положение крыльев, то это и есть нарушение тропизма. Обычно суставы, как черепица, накладываются друг на друга, и позвоночник стабилен. А постоянное соскальзывание и нестабильность вызывает истончение межпозвонковых дисков, спондилез

Но этот случай с 14-летним парнем, скорее, исключение из правил. Обычно первые симптомы спондилеза появляются после 30 лет. В школе, университете есть физкультура, все более-менее подтянутые, а затем начинаются проблемы с весом. И, если судить по моему опыту, проблемы с позвоночником чаще возникают у высоких людей.

Много случаев, когда диагностируется деформирующий спондилез позвоночника у женщин старше 60-ти лет. А вот мужчины обращаются чаще всего с 40 до 50 лет.

‒ Можно предотвратить эти изменения в позвоночнике?

‒ Чтобы снизить риск появления спондилеза позвоночника, весь организм ‒ все органы и системы ‒ должны работать слаженно. Сердце, легкие, все внутренние органы должны быть в норме. Мы работаем с внутренними органами и добиваемся отличных результатов. Вообще, частая ошибка: когда у человека возникает боль, он считает, что нужно идти, например, к хирургу или ортопеду и лечить сустав, но нужно лечить не только сустав, но и то, что вызвало эту боль.

Не должно быть проблем в районе живота ‒ гастрита и спаек в области малого таза, потому что мышечная система и позвоночник будут адаптироваться под данную ситуацию, а это точно приведет к дегенеративным изменениям.

Голова тоже должна быть в порядке. Нередко бывают смещения костей черепа, о которых сам человек ничего не знает ‒ это смещения буквально на миллиметры. Мешки под глазами, глубоко посаженные глаза, асимметрия костей черепа ‒ это все показания для консультации и лечения у остеопата.

Еще у человека могут быть очень жесткие связки, и с возрастом он будет все больше сутулиться, что опять же может привести к деформирующему спондилезу и другим заболеваниям.

‒ Как вы проводите лечение спондилеза позвоночника?

лечение сподилеза позвоночника

‒ Сначала проверяю осанку, объем движения суставов, смотрю на состояние стоп. Обычно именно состояние стоп дает очень много информации о состоянии позвоночника. Иногда пациенты уже приходят с результатами МРТ, иногда нужно дополнительно провести такое исследование.

Дальше ищу, есть ли подвывихи. Они могут иметь разную давность. Если подвывихи новые, их легко устранить, а если им тридцать лет, разумеется, с первого сеанса такие нарушения устранить будет сложно. Нужно постепенно привести связки в нужное состояние.

Далее я работаю с конкретными сегментами позвоночника. Даже у людей, которые занимаются профилактикой заболеваний позвоночника ‒ например, йогой, бывают проблемы. У меня было несколько пациентов преподавателей йоги. У всех изначально были проблемы с позвоночником, и они пытались решить их при помощи йоги, но не смогли. Потому что когда человек сам пытается выполнить упражнения, задействуется сразу весь отдел — шейный, поясничный. Человек не может совершить отдельное движение, например, только между пятым и шестым шейным позвонком. Как бы он ни старался. А остеопат видит проблемные сегменты и работает прицельно на этом блоке.

лечение и диагностика спондилеза

Все это требует усилий и, самое главное, ‒ времени. К сожалению, не все готовы ходить к остеопату долго и вместе с ним строить стратегию лечения. Поэтому нередко случается, что пациенты, избавившись от боли, дальше уже не лечатся. Но если не вылечиться, то симптомы и проблемы со временем могут вернуться.

‒ Иглоукалывание или пиявки могут помочь?

гирудотерапия - лечение пиявками

‒ Несмотря на то, что иглоукалывание кажется ненаучным и слегка            эзотерическим методом, оно приносит человеку облегчение болевого синдрома и улучшает функциональное состояние конкретного сустава и организма в целом. Но обычно после иглорефлексотерапии человек продолжает жить, как раньше, не меняя привычек движения и не занимаясь гимнастикой. Поэтому, если вы решили пойти не к остеопату, а к иглорефлексотерапевту, то необходима еще двигательная реабилитация. Нужно выработать двигательные стереотипы, чтобы организм запомнил, как правильно держать осанку, привык правильно ходить, включились мышцы, которые не работали до этого.

Пиявки — это замечательный метод лечения, который дает действительно хороший эффект. Пиявки действуют как щелочь. Они делают наши ткани более рыхлыми. Но это дорогостоящий, хлопотный и трудоемкий процесс лечения.

‒ Часто ли к вам обращаются пациенты со спондилезом?

‒ Да, раз в пару дней точно бывают. Недавно ко мне пришла женщина в возрасте 55 лет, у которой был спондилез поясничного отдела. Первый и второй позвонки у нее были деформированы, буквально расползлись, как блин на сковородке. Кроме того, у нее был латеролистез — первый позвонок соскальзывал со второго вбок. Из-за этого она страдала от сильных болей в области поясницы. В ходе лечения я использовал артикуляционные остеопатические техники, растягивал пояснично-подвздошную мышцу и она удлинилась. В результате на повторной рентгенограмме мы увидели, что степень латеролистеза уменьшилась. Позвонок сползал в сторону на одну треть, а после нескольких сеансов встал на место. К сожалению, позвонок не может вернуть назад свою форму, поэтому полностью спондилез не прошел. Но благодаря сеансам мы намного улучшили ситуацию, и боли у пациентки прекратились.

Еще одна пациентка, 65 лет, с такой же проблемой обратилась за консультацией по-поводу оперативного вмешательства. Это уже был акт отчаяния, она думала, что ей поможет только операция. Но после трех остеопатических сеансов боли прошли, а к четвертому сеансу она стала быстрее ходить и держаться при этом симметричнее. Получается, что очень многие пациенты, которые попадают на операционный стол, могли бы этого избежать, если бы вовремя обратились к остеопатам.

Конечно, лучше не доводить свой организм до ситуации, когда нужна операция. При малейших симптомах дегенеративных изменений в области позвоночника, мы рекомендуем вам записаться на бесплатную консультацию и диагностику к специалистам нашей клиники. Если врач выявит какие-либо отклонения от нормы, он предложит вам провести курс остеопатических сеансов, которые значительно улучшат ваше самочувствие, а, может быть, спасут от опасного для жизни заболевания.

Кузнецов Николай Андреевич

Вертебролог, врач высшей категории