Мануально-мышечное тестирование

или MMT (Manual Muscle Testing)

Уровень воздействия – мышцы
Это метод функционального (т.е. под нагрузкой) тестирования тонуса и силы различных групп мышц.Тесты проводятся врачом без какого-либо оборудования.

Когда это нужно

укрепление мышц спины

Очень часто различные боли и дисфункции в организме связаны с тем, что определённые группу мышц ослабевают и «выключаются» из работы, а их нагрузку берут на себя вспомогательные мелкие мышцы. Поскольку они не рассчитаны на такую нагрузку, мелки мышцы перенапрягаются, спазмируются, и передавливают проходящие через них нервы и сосуды. Это вызывает боли и дисфункции различных органов.

Такое ослабление мышц может происходить из-за травм и смещения суставов, или просто ввиду малой тренированности (сидячий образ жизни, неправильные повседневные привычки).

ММТ позволяет быстро, достоверно и без оборудования выявлять такие «выключенные» группы мышц, предполагать причину их слабости и рекомендовать необходимые меры для исправления ситуации.
Иногда достаточно немного пораздражать мышцу в местах прикрепления, чтобы включить её в работу, иногда мышце нужна тренировка специальными изолированными упражнениями.

Как это происходит

MMT – не метод лечения. Это исключительно диагностический метод

Врач с глубочайшими знаниями анатомии и биомеханики человеческого тела, следуя определённому алгоритму, поочерёдно изолирует и нагружает отдельные группы мышц. Он просит пациента принять такое положение, в котором невозможно задействовать определённые мышцы, а затем прикладывает усилие к телу пациента и просит оказывать сопротивление давлению. Так врач вынуждает работать строго определённые мышцы и может проверить именно их тонус.

Важно понимать: MMT – не метод лечения. Это исключительно диагностический метод, который помогает найти проблему и в зависимости от её природы предположить возможные способы лечения.

ПРИМЕР ДЛЯ ЯСНОСТИ

Пациент обращается с болями в правом плече при надавливании. По результатам аппаратного и функционального тестирования плечо в полном порядке. Сустав здоров, мышцы плеча не спазмированы.

Проводя комплекс мануально-мышечных тестов, врач обнаруживает, что при наклоне головы пациента вперёд сила мышц плеча резко ослабевает.

Болит плечо, проблема в шее

Далее врач, используя свои знания анатомии и биомеханики, проводит дополнительные тесты, последовательно «выключая» различные группы мышц шеи за счёт разнообразных положений головы, в которых эти мышцы анатомически не могут работать.
С каждым новым положение головы врач просит пациента сопротивляться различным нагрузкам на мышцы шеи, пытаясь определить «слабое звено». Наконец он обнаруживает, что у пациента ослаблены именно мышцы – длинные разгибатели шеи с правой стороны.

В результате, их функцию на себя берут мелкие межпозвоночные мышцы шейного отдела, просто потому что больше некому – так устроена наша анатомия. Межпозвоночные мышцы не могут полноценно выполнять работу мощных длинных мышц шеи, но стараются изо всех сил. Возникают спазмы, которые пережимают нервы, выходящие из шейного отдела спинного мозга. Это и вызывает боли в плече. Болит плечо, проблема в шее.

На этом диагностическая функция MMT выполнена. Следующий этап – лечение.

Иногда ослабление длинных разгибателей шеи вызвано длительным сидением за компьютером с выдвинутой вперёд головой, иногда это может быть результат удара или травмы, а может просто малая подвижность и плохая тренированность этих мышц. Соответственно причине выбирается и способ лечения.

Как только врач разминает места прикрепления длинных разгибателей шеи в межлопаточной области и, тем самым, стимулирует эти мышцы, боль в плече уходит. Длинные разгибатели включаются в работу, это снимает нагрузку с мелких межпозвоночных мышц, уходит спазм, ничто не давит на нервы, идущие от шейного отдела к плечу.

Мышечный спазм. Лечение.

Несколько дополнительных упражнений на изолированную тренировку длинных разгибателей шеи и проблема уйдёт окончательно.

Удостовериться в этом можно, вновь проведя комплекс мануально-мышечных тестов и убедиться, что на этот раз сила мышц плеча у пациента не ослабевает, при наклоне головы вперёд.

Сегодня MMT – распространённый метод диагностики в среде врачей реабилитологов и один из 6-и основных методов, которые используют наши специалисты в своей практике.

Если у вас появились вопросы или вы просто хотите проконсультироваться – оставьте свой номер в форме. Вам перезвонит наш врач-консультант и всё подробно разъяснит. Это бесплатно.

Келекеев Артур Вячеславович

Вертебролог, мануальный терапевт, терапевт, кинезиолог.