Обследование позвоночника – как правильно лечить спину

Этапы проведения вертебродиагностики
Прежде чем приступить к лечению, врач-вертебролог или мануальный терапевт должен провести исследование позвоночника - осмотреть пациента и собрать анамнез.

Анамнез - это сведения об истории болезни, других перенесенных заболеваниях, условиях жизни пациента и даже информация о здоровье близких родственников.

ЦНС

Врач подробно расспросит вас о симптомах: что болит, как болит и как давно. Он будет интересоваться даже теми симптомами, которые, как вам кажется, не связаны с вашим визитом. Но очень часто, например, проблемы в работе внутренних органов напрямую связаны со здоровьем позвоночника.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. От спинного мозга ко всем органам расходятся “проводочки” периферической нервной системы. Там происходит управление работой всех органов в нашем теле. Здоровье спинного мозга сильно зависит от того, насколько правильно располагаются позвонки. Если позвонки хоть немного сдвигаются, сигналы по “проводам” идут неверные. Поэтому не удивляйтесь, если врач-вертебролог будет расспрашивать вас о проблемах с пищеварением, легкой глухоте или даже потенции.

Рассказывайте обо всех симптомах, какие только сможете вспомнить. Принесите результаты всех исследований, которые делали в последнее время. Если есть на руках рентгеновские снимки, УЗИ или МРТ, возьмите их обязательно, и тогда, в случае неясной ситуации, вам не придется делать все это заново.

Виктор Федорович Ляхов, врач-вертебролог, к.м.н.

Еще вертебролог будет спрашивать о том, у каких врачей вы уже побывали, что они прописывали, и что вы на самом деле принимали, кололи или мазали. Врач уточнит, с чем вы сами связываете начало заболевания. Это поможет понять, какому отделу позвоночника стоит уделить наиболее пристальное внимание.

После опроса врач внимательно осмотрит вас и продиагностирует позвоночник руками, определяя положение каждого позвонка: есть ли смещения, ротации или даже сращения.

Почему врач может направить на дополнительную диагностику позвоночника

Вертебролог Ляхов

Если собранной информации о болезни будет недостаточно, вас отправят на дополнительную диагностику. Это может быть рентген позвоночника, УЗИ-исследование или магнитно-резонансная томография.

Конечно, если вас мучают боли или другие неприятные симптомы, хочется избавиться от этого и получить медпомощь как можно скорее. Все это понимают. И наши врачи постараются быстро облегчить вашу симптоматику. Но иногда браться за лечение без дополнительных исследований очень опасно.

Рентген позвоночника

Первое и основное исследование, на которое направит врач в нашей клинике - рентгеновский снимок. Скорее всего, вам потребуется исследовать только один или, может быть, два отдела позвоночника. Крайне редко врач предлагает сделать снимки всех отделов. Такое бывает, когда заболевание настолько запущено, что образовались опасные грыжи и сколиотические изменения по всей длине позвоночного столба.

исследование позвоночника

В большинстве клиник, сделав рентген, вы получаете на руки только краткое описание снимка. Это сухая информация размером с абзац. В медицинском центре академика А.Г. Гриценко принята уникальная запатентованная схема описания рентгеновского снимка. Это системный комплексный анализ рентгенограмм позвоночника. Описание включает изображение каждого отдельного позвонка - его повороты и наклоны. Это большая помощь в работе для мануального терапевта, который затем безошибочно возвращает позвонки в здоровое положение. Кроме того, по описанию можно оценить системные изменения в позвоночнике, то есть понять, как сдвиги и повороты в одном отделе влияют на искривление и боли в другом отделе.

Такое графическое описание помогает и самому пациенту разобраться, что же с ним не так. Одно дело - просто сказать - у вас имеется выраженный сколиоз. А другое дело - показать человеку, вот, смотрите, какая у вас здесь дуга, а какая здесь. Человек сам видит S-образное изменение позвоночника, например. В итоге получается, что болезнь у нас одна, а доктор в союзе с пациентом уже образуют количественное преимущество - 2:1.

Виктор Федорович Ляхов, врач-вертебролог, к.м.н.

Схема описания настолько подробная, что учитывает даже форму отдельных позвонков, их структуру, указывает размер межпозвоночных щелей и наличие оссификатов. Крайне важная информация для лечения у мануального терапевта - есть ли признаки перелома позвонков или сращения позвонковых сочленений. От этого зависит, какую тактику лечения предпримет врач.

На рентгеновском снимке четко видно только твердые ткани - кости. Но иногда врачу важно понимать, в каком состоянии и мягкие ткани. К примеру, если предполагаются изменения в шейном отделе, врач может направить дополнительно на УЗИ сосудов шеи - допплерографию.

УЗИ позвоночника

УЗДГ позвоночника

Пациенты часто жалуются на головную боль, хроническую усталость, мигрень. Все это может быть связано с кровоснабжением головного мозга. В такой ситуации необходима диагностика шеи. Допплерография - УЗИ сосудов шеи - помогает подтвердить или опровергнуть это предположение. Допплерография помогает подтвердить или опровергнуть это предположение. Во время исследования выясняется скорость кровотока в сосудах, которые проходят сквозь отверстия в позвоночнике. Если позвонки находятся в неправильном положении относительно друг друга, сосуд пережимается или получает дополнительное искривление. Поэтому скорость кровотока снижается, а в головной мозг не поступает достаточное количество кислорода. Отсюда и головные боли, и повышенная утомляемость.

Магнитно-резонансная томография

МРТ позвоночника

Годам к тридцати многие из нас уже имеют в позвоночнике грыжи или протрузии.

Протрузия - выпячивание межпозвонкового диска за пределы позвоночного столба без разрыва фиброзного кольца диска и связок, окружающих позвоночник.

Грыжа возникает уже тогда, когда фиброзное кольцо все-таки прорвалось, а мягкое ядро диска сместилось и выдавилось наружу.

Понятно теперь, что протрузии - это слабые звенья в позвоночнике. И воздействия на них должны быть очень осторожными. Грыжа еще опаснее, поскольку многое зависит еще и от ее размера, и от того, в каком месте произошел разрыв фиброзного кольца. Иногда грыжа может давить на важные нервные корешки, нарушая функции внутренних органов, или может давить даже на спинной мозг. Врачу лучше знать о таких слабых местах перед началом лечения.

МРТ позвоночника

Поскольку рентген видит только твердые ткани, то наличие грыж и протрузий можно предположить только по косвенным признакам. В 9 случаях из 10 этой информации достаточно для лечения. Это радует пациентов, поскольку рентгеновское исследование - одно из самых экономичных, а МРТ позвоночника обходится в разы дороже.

Но иногда грыжа может оказаться слишком большой и опасной. К примеру, у человека не просто болит позвоночник, но есть еще и трофические изменения в нижних конечностях - потеря чувствительности в пальцах или “мурашки”. Или есть серьезные нарушения тазовых органов. В этой ситуации врач уже отправит пациента на дополнительное исследование - магнитно-резонансную томографию. Тогда врач отправит пациента на еще одно дополнительное исследование - магнитно-резонансную томографию. На снимке МРТ видны и твердые, и мягкие ткани. Это позволяет детально разглядеть грыжи и даже измерить их параметры.

Иногда приходят пациенты с запущенными грыжами. Я понимаю, что уже не могу им помочь, что здесь нужна более оперативная помощь хирурга. И когда я им объясняю это, вижу - они очень напуганы и жалеют, что так долго тянули с лечением. Поэтому я всегда напоминаю пациентам: не игнорируйте боль в спине, исправляйте проблемы сразу, пока это наименее болезненно и недорого.

Гудель Максим Сергеевич

Мануальный терапевт, врач-невролог первой категории, алголог, рефлексотерапевт