Внутричерепное давление ‒ симптомы и лечение

Сильные давящие или распирающие головные боли по утрам, проблемы со зрением, тошнота, расстройство внимания —  все эти симптомы могут говорить о повышенном внутричерепном давлении. Здесь речь идет не об артериальном давлении, а об определенной силе, которая давит на мозг и стенки черепа.

Мозг окружен ликвором — жидкостью, которая предохраняет его от механических воздействий. Образование и отток этой жидкости поддерживает постоянное внутричерепное давление. В норме давление жидкости во внутричерепной полости должно быть от 7 до 15 мм рт. ст. для человека в лежачем положении. При повышенном давлении в голове возникает внутричерепная гипертензия, а при пониженном — внутричерепная гипотензия.

Причины внутричерепного давления

Внутричерепное давление может возникать в результате увеличения объема ликвора в головном мозге. Когда ликвора, омывающего головной мозг, становится слишком много, возникает патология, которую принято называть гидроцефалией. Патология бывает врожденной и приобретенной, и встречается она как у детей, так и у взрослых.

Причины внутричерепного давления - гидроцефалия

Причинами нарушения внутричерепного давления у взрослых людей могут также стать:

• Черепно-мозговые травмы
  • Опухоли
  • Внутримозговое кровоизлияние
  • Инфекции (менингиты, энцефалиты)
  • Лишний вес, приводящий к нарушению обмена веществ и метаболическим заболеваниям, которые влияют на баланс спинномозговой жидкости
  • Излишняя жидкость во всём теле

Что касается детей, то часто причиной внутричерепного давления у ребенка могут быть родовые травмы головы и шеи. Подвижные кости черепа дают возможность ребенку комфортно проходить по родовым путям. Но в результате стремительных или напротив затяжных родов, обвития пуповиной, слабости родовой деятельности у мамы и других осложнений череп новорожденного или шейный отдел позвоночника могут быть травмированы. Травмы могут быть незаметны глазу родителей, но серьезно влиять и на внутричерепное давление, и на развитие малыша. Поэтому в развитых странах принято водить детей к детскому остеопату после родов, чтобы малюткам ничто не мешало расти здоровыми. Затем их достаточно показывать остеопату для контроля раз в полгода.

Симптомы внутричерепного давления

Если мы говорим о взрослых людях, то признаками внутричерепного давления могут быть:

• Сильные головные боли
  • Тошнота
  • Рвота
  • Нарушение зрения
  • Заторможенность
  • Нарушении координации.

Симптомы внутричерепного давления у ребенка:

• Сильный плач
  • Повышенное беспокойство
  • Трудности при засыпании
  • Постоянные пробуждения
  • Сильные и частые срыгивания
  • Признаки выпячивания или долгое зарастание родничка
  • Нежелание двигаться
  • Венозная сеточка на голове
  • Увеличенный размер окружности головы
Симптомы внутричерепного давления

Стоит учесть, что перечисленные признаки могут возникать не только из-за внутричерепного давления. Поэтому на первой консультации специалист решает, нужно ли проводить дополнительные обследования. Для более точной диагностики используется метод пункции ликвора. Для этого в спинной мозг в районе поясницы вводится катетер и изучается состав спинномозговой жидкости. Также могут быть рекомендованы компьютерная томография, МРТ, эхоэнцефалография, ультразвуковые исследования, рентгенография.

Остеопатическое лечение внутричерепного давления

Есть специальные остеопатические техники, которые эффективно помогают нормализовать внутричерепное давление. Врач работает с черепом, оболочками головного мозга и сосудами. В результате улучшается подвижность костей и отток ликвора из полости черепа.

Мы попросили специалиста клиники “Остеопатия +” остеопата, мануального терапевта, рефлексотерапевта Михаила Юрьевича Изотова рассказать нам о том, как проходит прием пациентов с подобными проблемами.

Остеопат Изотов

‒ Обычно я работаю со взрослыми, которые приходят с симптомами внутричерепного давления, например, с жалобами на головную боль. Но в нашей клинике “Остеопатия+” есть специалисты, которые работают также с детьми.

На сеансе сначала проводится диагностика: внешний осмотр, опрос пациента. Если это ребенок, то опрашивают его родителей. Затем проводятся мышечные тесты и пальпаторное обследование.

Остеопаты используют кранио-сакральные техники ‒ это техники работы с черепом

Остеопаты используют кранио-сакральные техники ‒ это техники работы с черепом и крестцом (cranium ‒ череп, sacrum ‒ крестец). Врач прослушивает краниальные импульсы — ритмичные движения костей черепа (да, они двигаются!), отличные от легочного дыхания и артериального пульса. Эти краниальные импульсы можно уловить, если держать человека за голову. Но далеко не всем дана такая чувствительность пальцев. Остеопаты долго отрабатывают техники, прежде чем получают навык не просто чувствовать этот ритм, но и воздействовать на организм так, чтобы наладить ритм и корректный отток ликвора.

‒ Во время сеанса пациент располагается на кушетке. Врач исследует мышечно-фасциальные цепи, проверяет состояние суставов, внутренних органов, чтобы оценить, какие дисфункции являются причиной проблем, а какие-следствием. В ходе осмотра черепа специалист выявляет, есть ли какие-либо нарушения в положении костей черепа, есть ли родовые травмы. Потом обнаруженные проблемы корректируются мягкими мануальными техниками. Работа идет как с костями черепа, так и с крестцом, и с тазом. Целью процедуры является устранение ограничений в движении костей, а также избавление от чрезмерного натяжения твердой мозговой оболочки. Ощущения, которые испытывает пациент, приятные. Многие даже засыпают на таком сеансе.

восстановление нормального внутричерепного давления

Для восстановления нормального внутричерепного давления необходимо, чтобы все системы пришли в баланс. Чаще всего для этого нужен курс из нескольких процедур ‒ их количество зависит от конкретной ситуации. Отклонения показателей внутричерепного давления опасны для работы мозга. А при значении более 35 мм рт. ст. возможны тяжелые и необратимые последствия. Такие ситуации считаются критическими для жизни. Поэтому при возникновении симптомов нужно обязательно обратится к специалисту.

Вы можете записаться на бесплатную консультацию к нашим остеопатам. Мы проведем диагностику и подберем для вас подходящее лечение. Если мы поймем, что остеопатия вам не поможет, и необходим другой специалист, мы направим вас к нему, потому что наша задача ‒ дать пациенту пользу, чтобы получить хорошие отзывы. Если бы мы стремились лишь к заработку, вы не нашли столько хороших отзывов о клинике “Остеопатия+” на независимых площадках поиска врачей.

Русина Лия Рашидовна

Остеопат, мануальный терапевт, невролог, врач функциональной диагностики