Почему болит шея? Лечение шеи у мануального терапевта

Боль в шее - одна из самых неприятных, и, в то же время, одна из самых опасных, потому что может сигнализировать о серьезных проблемах со здоровьем. Помимо самой шеи, может также болеть еще рука или голова.

На приеме врач сначала осматривает пациента, чтобы понять, возможна ли в этой ситуации мануальная терапия и нет ли противопоказаний, среди которых онкологические заболевания, туберкулез и остеопороз.

Иногда боли в шее могут быть связаны с развитием инфаркта. Такого пациента мы сразу отправляем на электрокардиографическое обследование. И у нас в центре работает кардиолог, который может тут же человека посмотреть. Бывают и другие случаи, когда причина боли в шее находится в нижележащих отделах позвоночника. Например, болит у человека поясница. Он терпит и продолжает ходить на работу, в спортзал. Но смещение поясничных позвонков приводит к тому, что со временем возникают проблемы и в других отделах позвоночника. И вот человек приходит, показывает на шею. А мы проводим осмотр и понимаем, что источник проблемы ниже. Нам приходится объяснять, что работать придется уже с несколькими отделами позвоночника. Поэтому не откладывайте лечение спины и не терпите боль.

Виктор Федорович Ляхов, вертебролог, к.м.н.
положение шейных позвонков

На приеме мануальный терапевт будет осторожно и внимательно исследовать вашу шею, чтобы найти ту зону, с которой предстоит работать. Врач должен определить первоначальную причину боли, потому что воздействие во всех случаях будет разное. Часто бывает, что такого осмотра достаточно, и вы сможете сразу приступить к лечению. Но иногда без дополнительной диагностики не обойтись.

Первое исследование, на которое вас могут отправить - это рентгеновский снимок. На нем будет видно положение шейных позвонков - есть ли смещения или развороты. По косвенным признакам можно понять, есть ли межпозвоночные грыжи. Как правило, рентгеновского снимка бывает достаточно.

доплерография

Еще одно исследование, которое часто используют при работе с шеей - допплерография.

Это УЗИ-исследование, учитывающее скорость кровотока в сосудах, которые проходят через шейные позвонки. От скорости кровотока зависит то, как наш мозг снабжается необходимым кислородом. Нарушить этот кровоток могут небольшие смещения или развороты позвонков, от чего пережимаются артерии.

Если этих исследований врачу будет недостаточно, он может отправить вас на МРТ. Это самая дорогостоящая процедура из всех, поэтому назначается только в случае серьезных нарушений. Снимки МРТ ничем не заменить, если речь идет о больших грыжах межпозвоночных дисков.

Подробнее о диагностике позвоночника мы написали здесь

Как показывает практика, 65-70% пациентов с болями в шее страдают миофасциальным синдромом. Это означает, что болит не костная структура, а мышцы. Потом, 20-25% пациентов сталкиваются со сдавливанием нервных корешков. К этой же группе я бы отнес тех, кто страдает от грыж и протрузий. И есть еще небольшой процент пациентов, у которых болит шея просто потому, что они ее застудили.

Боль в нервных корешках

На картинке видно, что от спинного мозга ответвляются нервные корешки. От этих корешков расходится потом вся нервная система, управляющая работой наших внутренних органов. Нервные корешки выходят между позвонками, и, если позвоночник у человека здоров, то на них ничто не должно давить. Но если какой-то позвонок слегка сдвинулся вперед-назад или развернулся вправо-влево, то он может задевать нервный корешок и вызывать боль.

Как правило, это резкая неприятная боль в момент поворота головы в какую-нибудь сторону. Речь идет о смещениях в доли миллиметра. Этого уже достаточно, чтобы человек начал испытывать дискомфорт и даже сильные боли.

грыжа межпозвоночных дисков

К корешковым болям можно отнести и проблемы с грыжами межпозвоночных дисков. Просто на корешок давит не сам позвонок, а грыжа, которая вытекла из межпозвоночного диска.

Подробнее о лечении грыжи можно узнать здесь.

Миофасциальный синдром

Если вам больно поворачивать голову в любую сторону, да и вообще хоть как-то шевелить шеей, то, скорее всего, у вас миофасциальный синдром. Это мышечный спазм - ваши мускулы перенапряжены и зажимают нервы. Отсюда боль.

Довольно часто мышца входит в гипертонус по тем же причинам, что и болят нервные корешки, но проблема гораздо шире.

Представьте, сместился позвонок и давит на нервный корешок. Озадаченный нерв посылает импульс в мозг - “тут беда”. Из мозга приходит команда мышцам - “ну-ка подключайтесь, нужна ваша помощь”. Мышцы включаются в работу, стараясь перераспределить физическую нагрузку с больного места. В этот момент мышцы перевозбуждаются и зажимают тело позвонка. На нерв идет еще большая компрессия. Нерв опять просит о помощи - и все снова повторяется. Задача врача - разорвать этот порочный круг. Мануальный терапевт поправляет положение позвонков и снимает первоначальную компрессию с нерва. Нерв перестает посылать сигналы о помощи, и мозг позволяет мышцам расслабиться.

боль в шее
лечение боли в шее у врача

Проблема в том, что поставить позвонки на место можно довольно быстро. А вот добиться того, чтобы мышцы заняли правильное положение, гораздо сложнее. Хотя бы потому, что им нужно время для того, чтобы запомнить новое положение позвонков и выработать новый стереотип движения. Спазмированные мышцы будут снова и снова вытягивать позвонок обратно в нездоровое положение. Поэтому врач может назначить несколько сеансов терапии и на 3-5 дней прописать вам прием простых противовоспалительных препаратов - они хотя бы снимут боль.

Подробнее о мышечной памяти мы написали здесь.

Самолечение = самоуничтожение

Понять самостоятельно, что именно происходит с вашей шеей, невозможно. Даже врачу порой требуется отправить вас на дополнительную диагностику, чтобы не навредить лечением. Иногда бывает так, что человек просто застудил мышцу. В этом случае помогает согревающая терапия - это мази, компрессы. Но чаще всего проблемы связаны с корешковыми болями и миофасциальным синдромом. И в этом случае греть больное место ни в коем случае нельзя.

Вот заболела у человека шея. Что он делает? Отправляется ее парить в бане или в сауне. Он мажет ее согревающими мазями или пьет таблетки, которые когда-то помогли его другу. В этот момент увеличивается отек тканей и усиливается компрессия на нервы. Боль со временем становится невыносимой. Тут человек понимает - пора к врачу. Но двумя-тремя сеансами теперь не обойтись.

Плохие привычки -
что приводит к боли в шее?

вредные привычки для шеи

1. К сожалению, мы не замечаем, как наши ежедневные привычки плохо влияют на здоровье шейных позвонков. Например, многие из нас носят сумку только справа или только слева. Если у вас есть такая привычка, то наверняка уже одно плечо немного выше другого.

2. Еще одна вредная привычка - усердная работа за компьютером. Чаще всего мы сидим в неправильной позе, в ней шея вытягивается вперед, а спина скругляется. Так мы зарабатываем холмик между шеей и спиной - кифоз. Даже если вы трудоголик, старайтесь раз в час прерывать работу и делать небольшую активную разминку. За 10-15 минут вы не отвлечетесь от работы настолько, чтобы это сказалось на вашей эффективности. А вот если о здоровье не заботиться, то в перспективе вы можете выпадать на многократные и долгие больничные. К сожалению, положение сидя - самое вредное положение для нашего позвоночника.

3. Другая распространенная ошибка - чрезмерная физическая нагрузка на руки в тренажерном зале. Люди почему-то думают, что выкладываться нужно по-максимуму. Они дают большую нагрузку на руки и плечи. Перегруженные и спазмированные мышцы тянут за собой позвонки и смещают их. Боль - это самое маленькое последствие таких упражнений. Гораздо хуже, когда человек доводит до разрыва фиброзного кольца в межпозвоночном диске и появления грыжи.

Также вредна для здоровья шеи неподходящая подушка для сна. Думаю, что нет однозначного рецепта, как ее выбирать. И не стоит уповать на то, что вы купите ортопедическую подушку в салоне, и все - проблема решена. Ортопедическая подушка, как правило, рассчитана на нормальный лордоз - это прогиб шеи. Но лордоз у всех разный. Поэтому я рекомендую просто менять подушки одну за другой, пока не поймете, что - да, это она. Благо, стоят они не очень дорого. Главный признак подушки, которая вам подходит - утром вы чувствуете себя отдохнувшим. У меня есть пациентка, которая в путешествия всегда берет свою подушку. И я ее понимаю.

Николай Кузнецов, мануальный терапевт, врач высшей категории

Категорически не стоит спать на животе. Еще я не рекомендую спать на чрезмерно мягком или чрезмерно жестком матрасе. Обращайте внимание на то, как вы сидите на диване или в кресле - наверняка развалившись, закинув ногу на ногу. А позвоночник устроен так: то, что плохо для поясницы, будет плохо и для шеи. Я уверен, что в ближайшее время людей с проблемами в позвоночнике будет все больше и больше. Ведь мы даже ходим чаще всего неправильно. Кроме того, люди мало двигаются. Это результат современного образа жизни. По своим пациентам я вижу, что у людей зрелого возраста часто более здоровый позвоночник, чем у молодых. Это о многом говорит.

Виктор Федорович Ляхов, вертебролог, к.м.н.

Хорошие привычки для шеи

Хорошая привычка для шеи - это самая простая гимнастика. Делайте ее несколько раз в день, она занимает всего пару минут. Утром даже с кровати можно не вставать и глаза не открывать. Присядьте на край кровати и начинайте потихоньку крутить головой по часовой стрелке. Затем - против часовой. И так по несколько раз в каждую сторону. Затем наклоняйте голову то вправо, то влево. И то же самое - вперед-назад. Это очень просто. Главное, будьте осторожны, слушайте свое тело и не делайте гимнастику через боль.

Еще хорошо бы выработать привычку следить за своей осанкой.Для многих это самое трудное. Уже через 5 минут работы за компьютером человек забывает об осанке, спина снова скругляется, а копчик и голова уезжают вперед. То же самое - во время ходьбы. Мы накидываем рюкзак, плечи сваливаем вперед и торопимся по делам.

И еще одна важная привычка - научитесь слышать свое тело. Замечайте даже небольшую боль и размышляйте, откуда она взялась. Что вы можете сделать для того, чтобы боль не возвращалась?

Гудель Максим Сергеевич

Мануальный терапевт, врач-невролог первой категории, алголог, рефлексотерапевт

Каждый пациент должен разобраться в причинах своей проблемы. Мало просто вылечиться, нужно, чтобы заболевание не вернулось спустя время. Поэтому отвечу на любые ваши вопросы.