Плазмотерапия для суставов ‒ как проводится и насколько эффективна

prp терапия

При PRP-терапии лечение суставов ведется не за счет лекарственных препаратов, которые снимают воспаление или служат искусственной заменой синовиальной жидкости. Во время PRP-терапии в суставы вводится плазма крови, взятая у самого пациента. Организм начинает вырабатывать клетки, которые помогают восстанавливать ткани ‒ в первую очередь, хрящевую ткань, связки, сухожилия, межсуставную жидкость.

Что такое PRP-терапия

PRP-терапия (расшифровывается, как Platelet Rich Plasma) ‒ это вариант лечения, во время которого врач вводит в сустав плазму крови, в которой содержится увеличенное количество тромбоцитов. Плазма ‒ это жидкая часть крови с входящими в состав витаминами, ферментами, белками, гормонами, неорганическими ионами. Перед процедурой плазму дополнительно обогащают тромбоцитами. Это позволяет спровоцировать восстановление тканей сустава, которые повредила болезнь или травма. Когда плазма с тромбоцитами попадает внутрь сустава, она запускает процесс роста новых клеток, благодаря чему хорошо восстанавливается соединительная ткань, мышечные волокна.

Процедура PRP-терапии проходит в несколько этапов:

центрифуга PRP-терапия
  1. Взятие крови у пациента из вены ‒ в среднем это до 60 мл, все зависит от того, какое количество плазмы потребуется для лечения;
  2. Удаление из крови лимфоцитов и эритроцитов. Это делается с помощью центрифуги;
  3. Далее важно обогатить плазму тромбоцитами так, чтобы их содержание на миллилитр крови превышало норму в 5-6 раз;
  4. Разбавление препарата гепарином, который мешает тромбоцитам склеиваться друг с другом;
  5. Введение полученного препарата в сустав, который нужно восстановить.

Чем более молодой организм у человека, тем меньше процедур потребуется для решения проблемы.

perfilev

У меня есть пациент ‒ профессиональный боксер, который занимается сейчас боями без правил. Ему 35 лет. Главная жалоба ‒ сильная боль в колене. До меня он уже пробовал лечиться разными способами, даже колол гомеопатические средства. В нашу клинику сразу пришел с запросом на PRP-терапию. Я сделал первую инъекцию плазмы в коленный сустав, и он сказал, что было очень больно сразу после процедуры. Но на следующий день он почувствовал значительное облегчение. А в течение недели ему стало уже заметно лучше. Всего мы сделали три укола плазмы, потому что парень еще молодой, восстановление идет быстро. А вообще, в зависимости от состояния пациента, возраста и прогресса заболевания, делают 3-5 инъекций. По одному уколу раз в неделю.

Игорь Сергеевич Перфильев
остеопат, мануальный терапевт, травматолог-ортопед

При каких проблемах назначается PRP-терапия

• артрозы суставов (особенно эффективно проводить терапию, когда заболевание только развивается)
  • тендиниты, лигаментиты (к примеру, лечение становится спасением при воспалениях ахиллова сухожилия, связки надколенника, а также других связок и сухожилий суставов)
  • болевой синдром в суставе плеча
  • плантарный фасциит (по-простому, пяточная шпора)
  • после проведения операций на суставах, менисках, связках
  • спортивные травмы, например, растяжения и разрывы связок, мышц, травмы хрящей
  • ожоги
  • труднозаживающие язвы и мокнущие экземы
  • установка протезов в беззубые челюсти
  • повреждение век, роговицы

В чем преимущества метода для пациентов

Во-первых, PRP-терапия ‒ это один из наиболее естественных методов, благодаря тому, что плазма и тромбоциты выделяются из крови пациента, которого собираются лечить. Во-вторых, это безопасно, если процедуру проводит опытный врач. В плазме нет не свойственных организму человека химических препаратов, а значит риска, что будет аллергия и побочные эффекты, почти нет. В-третьих, PRP-терапия ‒ универсальный метод, так как плазму, обогащенную тромбоцитами, можно применять в самых разных областях медицины, в монотерапии или же комплексном лечении. И, наконец, плазмотерапия действенна. Она сокращает срок восстановления после разных травм и операций, делает длиннее период ремиссии.

Эффект от PRP-терапии

Уколы для суставов помогают снизить боль, уменьшить воспаление, снять спазм с мышц, которые окружают сустав, восстановить объем суставной жидкости. Введение плазмы с тромбоцитами улучшает питание хрящей сустава, активизирует движение крови в пораженной области, что ускоряет регенерацию тканей, а также увеличивает подвижность сустава.

Что будет, если пройти курс и на этом остановиться?

боль в колене

Надо помнить, что PRP-терапия ‒ симптоматическое лечение. Можно и нужно пройти курс инъекций, если есть уже дегенеративные изменения в суставе. Но дальше важно не останавливаться. Нужно найти причину, по которой болят суставы. К примеру, тот же артроз сустава всегда возникает из-за чего-то конкретного. Если не поменять образ жизни, питание, не скорректировать двигательную активность, не продиагностировать стопы, то боль и другие симптомы абсолютно точно вернутся. Плазма может подлечить, убрать симптомы, но если не устранить причину проблемы. Спустя время наступит момент, когда вы поймете, что такого лечения будет уже недостаточно. Чем старше мы становимся, тем слабее будет лечебный эффект.

Противопоказания для PRP-терапии

Для процедур есть противопоказания, при которых врачи откажут в инъекциях. PRP-терапию не проводят при тромбоцитопении, тромбоцитопатиях, анемии средней и тяжелой степени, непереносимости гепарина и при септицемии (содержании в крови гноеродных микроорганизмов и их токсинов без образования гнойников в тканях и органах).

При аутоиммунных заболеваниях, онкологии, нарушении свертывающей функции крови,  герпесе и вирусных инфекциях, находящихся в стадии обострения, применении пациентом препаратов с гепарином ранее, чем за сутки до применения PRP, решение о проведении терапии будет принимать врач.

Перед проведением процедуры врач по суставам по их состоянию может определить список необходимых обследований. Возможно, нужно будет сдать анализ крови, пройти какое-то рентгенологическое или МРТ-исследование.

Я считаю, что в сложных случаях или в ситуациях, когда речь идет уже об операциях, нужен все-таки врачебный консилиум. В таких вопросах нельзя опираться на мнение только одного врача. Любой врач ‒ это человек, а не робот, и он может что-то упустить из внимания. У меня был пациент. В 61 год ему сказали, что пора менять тазобедренный сустав. А это очень тяжелая операция с долгой и трудной реабилитацией. Пациент решил попробовать побороться за свой сустав. Он вычитал, что могут помочь инъекции плазмы, и пришел ко мне на PRP-терапию. Принес результаты рентгеновского исследования. Я посмотрел снимок, провел свои диагностические тесты на кушетке. На мой взгляд, сустав еще не требовал замены. Более того, я предложил пока подождать с PRP и начать с остеопатического лечения, потому что выявил у пациента укорочение задней группы мышц ‒ это грушевидные, близнецовые, ягодичные. Из-за этого мышечного спазма у него и появилась боль ‒ возникла компрессия седалищного нерва и еще некоторых мелких нервов. В результате и сустав был ограничен в подвижности. Мы поработали с этими мышцами, сняли спазм, ушла компрессия. От этого ушла и боль. Затем изготовили человеку индивидуальные ортопедические стельки. Вот, после второго сеанса сегодня он уже даже не вспоминает про лечение суставов плазмой, на которое изначально пришел.

Я не стремлюсь отговаривать людей от уколов. Но если вижу, что могу помочь гораздо эффективнее, то всегда предлагаю начать все-таки с лечения и устранить причину нарушений и боли. Вот мужчине в итоге уколы плазмы вообще не понадобились.

Игорь Сергеевич Перфильев
остеопат, мануальный терапевт, травматолог-ортопед

Мы уверены в том, что нельзя лечить всех одинаково. И пациент имеет право услышать еще одно мнение по поводу своей ситуации. Поэтому мы ввели в нашей клинике бесплатные консультации, на которые может записаться любой желающий. И не нужно будет за что-то доплачивать, если после консультации вы решите не лечиться в нашей клинике. Мы всегда оставляем право выбора за пациентом.

Горлов Олег Николаевич

Вертебролог, врач высшей категории